Нотр-Дам
- Собор Парижской Богоматери - построен на месте христианской
базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм.
Его строительство было предпринято епископом Морисом де
Сюлли в 1163 году и началось с хоров. Потребовались целые
годы, чтобы возвести нефы, и, наконец, в 1200 году, уже
при епископе Эде де Сюлли, был закончен фасад, хотя строительство
башен продолжалось вплоть до 1245 года. Затем, под руководством
архитектора Жана де Шелля, приступили к постройке капелл
в боковых нефах и на хорах.
Около
1250 года был закончен фасад с северной стороны трансепта,
тогда как строительство фасада с южной стороны началось
лишь восемь лет спустя. Можно сказать, что собор был завершен
к 1345 году. Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями
бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный
облик церкви, особенно во времена Французской революции,
когда в 1793 году она была под угрозой сноса; ее спасло
от этого посвящение богине Разума, культ которой ввел Робеспьер.
Впоследствии, в 1802 году, церковь была вновь освящена,
как раз к моменту торжественной коронации Наполеона I папой
Пием VII в 1804 году. Окончательная реставрация церкви была
осуществлена Виолле-ле-Дюком с 1844 по 1864 гг., а в 1871
году она чуть не погибла от пожара. Мощный и величественный,
в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен
по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали -
галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких
портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей,
с двадцатью восьмью статуями, представляющими королей Израиля
и Иудеи.
Народ,
который видел в них образы ненавистных французских королей,
низвергнул их в 1793 году, но впоследствии во время реставрационных
работ, на самой последней стадии, они снова заняли свои
прежние ниши. В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка
1220-1225 гг., диаметром около 10 м. По обеим сторонам его
расположены два огромных парных арочных окна. Скульптурный
декор центрального яруса образуют статуи Мадонны с младенцем
в окружении ангелов - в центре; Адама и Евы - по краям.
Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур,
объединяющая две боковые башни, которые так и не были завершены,
но даже без шпилей они завораживают зрителей своими стрельчатыми
парными окнами. Здесь Виолле-ле-Дюк дал волю своей фантазии:
он создал ирреальней мир химер - демонов, смотрящих иронично
и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город; фантастических
и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих
из самых неожиданных точек. Взгромоздившись на готический
пинакль, спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом
стены, эти каменные химеры, кажется, существуют здесь целые
века - неподвижные, погруженные в раздумья о судьбах человечества,
копошащегося там, внизу.